Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В соответствии с п. 13 Приказа 1493 указать информацию (приведен образец)
О создании материально-технических условий, обеспечивающих безбарьерный доступ к образовательному процессу:
- аудитории и учебные кабинеты в корпусах доступны для обучения со всеми видами ограниченных возможностей здоровья
- учебные классы и аудитории оснащены электронным оборудованием, необходимым для обучения учеников-инвалидов по слуху, зрению и заболеваниям опорно-двигательного аппарата
При отсутствии такой информации указать:
Специально оборудованные учебные кабинеты для школьников с ОВЗ отсутствуют
В соответствии с п. 13 Приказа 1493 указать информацию (приведен образец)
- Входные ворота в здания «Наименование» имеют беспрепятственный проход с проезжей части и тротуара
- Пешеходные дорожки на территории школы не имеют препятствий при перемещении инвалидных кресел-каталок
- В здании школы имеются съемные и стационарные пандусы для перемещения инвалидов-колясочников по первому этажу
- Ширина дверных проемов и высота порогов дверей в учебных корпусах Школы не является препятствием для перемещения инвалидов-колясочников
- Входные двери в учебных корпусах «Наименование» промаркированы специальными знаками (желтыми кругами) для беспрепятственного прохода. Входы в здания оснащены поручнями, а ступени лестниц безопасным противоскользящей полосой. Первые и последние ступени лестницы каждого пролета промаркированы контрастной желтой полосой для обозначения её габаритов
- В учебных корпусах сооружены туалеты для инвалидов-колясочников, двери на них промаркированы специальными знаками, маршруты к туалетным комнатам обозначены. Согласно стандартам безбарьерной среды, туалеты для инвалидов оборудованы кнопкой вызова
- Все учебные корпуса промаркированы знаками доступности и маршрутов
- Учебные аудитории имеют достаточные площади для размещения и перемещения инвалидных кресел-каталок
- Здание школы оснащено большими электронными экранами, позволяющим размещать аудио- и видеоинформацию
С преподавателями и сотрудниками школы проводится разъяснительная работа по вопросам организации учебного процесса и общения со инвалидами-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Разработаны специальные Методические рекомендации для преподавателей по работе с инвалидами и лицами с ОВЗ. В рамках дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» обучающимся всех форм обучения преподаются вопросы, касающиеся видов инвалидности, основных соматических и психических расстройств при них, обсуждаются различные аспекты комплексного сопровождения и реабилитации
При отсутствии такой информации указать:
Сведения об объектах для проведения практических занятий отсутствует
В соответствии с п. 13 Приказа 1493 указать информацию (приведен образец)
Все помещения библиотек школы приспособлены для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
При отсутствии такой информации указать:
Сведения о приспособленности библиотеки отсутствуют
В соответствии с п. 13 Приказа 1493 указать информацию (приведен образец)
Имеется спортивный зал, для физкультурно-оздоровительных и реабилитационных занятий для детей-инвалидов
При отсутствии такой информации указать:
Сведения о приспособленности и наличии объектов спорта отсутствуют
В соответствии с п. 13 Приказа 1493 указать информацию (приведен образец)
На территории «Наименование» созданы материально-технические условия, обеспечивающие безбарьерный доступ к образовательному процессу
С преподавателями и сотрудниками школы проводится разъяснительная работа по вопросам организации учебного процесса и общения со инвалидами-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Разработаны специальные Методические рекомендации для преподавателей по работе с инвалидами и лицами с ОВЗ. В рамках дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» обучающимся всех форм обучения преподаются вопросы, касающиеся видов инвалидности, основных соматических и психических расстройств при них, обсуждаются различные аспекты комплексного сопровождения и реабилитации
При отсутствии такой информации указать:
Сведения о средствах обучения и воспитания отсутствуют
В соответствии с п. 13 Приказа 1493 указать информацию (приведен образец)
В школе имеется подключение к сети Интернет. Скорость подключения - ____ Мбит/сек
Количество интранет-ресурсов -__
Количество локальных сетей - ___
Общее число компьютеров - ___, в том числе используемых в учебных целях - ____
Со всех компьютеров школы имеется доступ к электронным библиотечным системам
Во всех кабинетах школы имеется доступ в Интернет
Все обучающиеся-инвалиды и лица с ОВЗ имеют доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям с компьютеров, размещенных в учебных аудиториях, помещениях для самостоятельной работы и читальном зале библиотеки. Имеется альтернативная версии официального сайта Школы в сети «Интернет» для слабовидящих
Все компьютеры, размещенные в учебных аудиториях и помещениях для самостоятельной работы обучающихся, к которым имеют беспрепятственный доступ инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья, оснащены лицензионной операционной системой Microsoft Windows, упрощающей и оптимизирующей работу с компьютером слабовидящим и слабослышащим обучающимся (имеются экранные лупы, экранный диктор, высокая контрастность, настройка альтернативных устройств ввода информации и др.)
Все электронные библиотечные системы имеют возможность перехода в режим для слабовидящих и возможность увеличения шрифта. Подходит для I, II, III групп инвалидности по зрению
При отсутствии такой информации указать:
Сведения о наличии доступа к информационным системам отсутствуют
В соответствии с п. 13 Приказа 1493е указать информацию (приведен образец)
На основании Федерального закона РФ "Об образовании в Российской Федерации" доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам осуществляется на основе контентной фильтрации, что предотвращает получение школьниками информации необразовательного характера
Указать электронные образовательные ресурсы (при наличии)
При отсутствии такой информации указать:
Сведения об электронных образовательных ресурсах отсутствуют
В «Наименование» общежитий и интернатов нет. Плата за проживание не формируется
Специальные условия для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
С целью обеспечения беспрепятственного доступа в здания гимназии (корпуса №1 и корпуса № 2) установлены удобные пандусы с перилами. Для облегчения передвижения в коридорах и подъёма на этажи также имеются перила разной высоты и адаптированные лифты. Входы в учебные кабинеты, столовую, туалетные комнаты имеют расширенные дверные проёмы. В туалетных комнатах предусмотрены кабинки, приспособленные для детей на инвалидных колясках. На этажах размещены панели «Бегущая строка».
На официальном сайте учреждения есть специальная версия для слабовидящих.
В учреждении разработан и утверждён паспорт доступности с учетом всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Для учащихся, которые по состоянию здоровья не могут посещать занятия в гимназии, по рекомендации врачебной комиссии и на основании заявления родителей (законных представителей) организуется индивидуальное обучение на дому.
В МАОУ гимназии № 40 общежитий и интернатов нет.
Для реализации образовательного процесса в гимназии оборудовано 150 кабинетов, в том числе специализированные (кабинеты психолога, логопеда, дефектолога, кабинет социального педагога), которые укомплектованы необходимым оборудованием для обучения детей с ОВЗ, специальной мебелью, электронными ресурсами, учебно-практическим оборудованием, дидактическими пособиями, отвечающими особым образовательным потребностям обучающихся:
- стол логопедический регулируемый по высоте,
- ящики для картотеки,
- стулья для посетителей на металлокаркасе с мягким сиденьем,
- шкаф для медицинских инструментов из нержавеющей стали,
- столик инструментальный с двумя полками,
- стерилизатор кварцевый для логопедических инструментов,
- интерактивная панель, 65 дюймов, зеркало настенное 500х1500х3,
- зеркало ручное ,
- зеркало для обследование ротовой полости,
- набор логопедических зондов для постановки звуков,
- набор массажных мячиков,
- альбомы для формирования правильного звукопроизношения,
- дидактические игры для автоматизации и дифференциации звуков, -
- комплект для развития внимания, памяти, мыслительной деятельности,
- пособия для развития и/или обследования лексического запаса,
- устройство для записи и воспроизведения звуков,
- логопедический программный комплекс,
- пособия для развития и/или обследования грамматического строя речи,
- интерактивные пособия, наборы сюжетных картинок для составления предложений разных моделей.
- наборы специализированной мебели (столы специалиста, ящики для картотеки, стол игровой трапециевидный, столы двухместные трапециевидные, регулируемые по высоте),
- интерактивный программно-аппаратный комплекс SMART,
- акустическая система для аудитории SMART,
- наборы игрушек и настольных игр,
- набор материалов для детского творчества, комплекты диагностических материалов и материалов для развития психомоторики, сенсорики,
- стол для рисования песком
У педагогов, реализующих адаптированные образовательные программы, имеется дидактический материал в виде индивидуальных наглядных пособий, составленных с учётом типологических и индивидуальных возможностей обучающихся; наборов предметов различной формы, величины, цвета, картинок с изображением людей, объектов природы, предметов; наборов цифр, букв и др.
Педагогами гимназии, сопровождающими организацию образовательного процесса по АОП, создан и регулярно пополняется банк контрольно-измерительных материалов.
Учебные кабинеты
С 1 сентября 2023 года МАОУ гимназия №40 им.Ю.А.Гагарина размещается в двух корпусах: корпус №1 по ул.Ю.Маточкина, 4 и корпус №2 в пер.Рассветном, 5. Общее количество мест для обучения детей с 1 по 11 класс – 5000, из них в корпусе №1 - 2900 мест, в корпусе №2 - 2100 мест. Количество учебных классов в первом корпусе - 80, во втором - 70. Занятия проводятся в две смены (вторая смена предусмотрена для учащихся 2-х классов).
Пространства учебных помещений обустроены по принципу универсального учебного кабинета, рассчитанного на организацию фронтальных, групповых и индивидуальных форм работы. Предметные кабинеты ( химии, физики, биологии, информатики) включают учебный класс, лабораторию для проведения практикумов и лаборантскую. Учебные кабинеты физики, информатики, 3-D-конструирования объединены в Физико-технический центр.
В каждом учебном кабинете предусмотрены условия для проведения дистанционных занятий и консультаций.
Кабинеты технологии оснащены современным оборудованием, позволяющим формировать профессиональные навыки: мастерская с модульными станками по обработке дерева (универсальная), инструментальная, мастерская по обработке тканей, кабинет кулинарии и домоводства. Имеются кабинеты 3-D моделирования, робототехники и легоконструирования.
Мастерские и лаборатории
Все учебные помещения и мастерские оснащены мультимедийными комплектами (компьютер – МФУ-проектор – интерактивная доска), обеспечены доступом к интернет. Кабинеты иностранного языка выделены в отдельный блок, оснащены лингафонным оборудованием. Для занятий в малых группах, для индивидуальной работы, самоподготовки во внеурочное время, проектной деятельности созданы пространства в информационно-библиотечных блоках.
В каждом корпусе располагаются многофункциональные спортивные залы, площадь которых составляет от 300 до 400 кв.м. В корпусе №1 имеются бассейны (большая чаша, малая чаша), тир. На территории каждого корпуса располагаются спортивные площадки со специальным покрытием, предусмотрено зонирование для различных видов спорта, для проведения занятий по начальной военной подготовке.
Условия для занятия физкультурой и спортом
В гимназии созданы условия, способствующие укреплению здоровья обучающихся посредством физической культуры и спорта
Прилегающие к школьным зданиям территории каждого корпуса имеют ландшафтное решение (летний амфитеатр, общественные пространства с газонами и малыми архитектурными формами, уличной мебелью, участки с разнообразной растительностью), что позволяет проводить спортивные занятия и интерактивные уроки по различным предметам на открытом воздухе.
Средства обучения и воспитания
Средства обучения и воспитания – это объекты, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Средства обучения и воспитания на подразделяются на следующие виды:
- материально-техническое оборудование, предназначенное для обеспечения образовательной деятельности;
- технические средства обеспечения образовательного процесса;
- печатные и электронные образовательные ресурсы для обучающихся;
- методические пособия и рекомендации для педагогов школы.
Гимназия оснащена всеми необходимыми средствами для эффективного обучения и воспитания обучающихся.
Организация досуговой деятельности
Для организации досуга в гимназии есть всё необходимое - актовые залы на 780 , 650 и 400 мест посадочных мест, оборудованный необходимой оргтехникой, современной музыкальной аппаратурой; кабинет музыки; танцевальный зал; несколько помещений для школьных кружков.
В каждом корпусе имеются актовые залы(на 780 , 650 и 400 мест), творческие студии (художественные, театральные, хореографические), музейное пространство, медиацентр, Центр детских инициатив.
Условия охраны здоровья обучающихся
Медицинские блоки каждого корпуса включают стоматологический кабинет, процедурную, кабинеты врача (медицинского работника) и психолога.
В каждом корпусе размещены хорошо оборудованные пищеблоки, обеденные залы рассчитаны на 650 посадочных мест в корпусе №1 и на 900 мест в корпусе №2, имеются отдельные буфеты.
В учебных зданиях имеются столовые, с возможностью зонирования общего помещения для каждой ступени, имеются отдельных буфеты.
Каждый из корпусов оборудован помещениями для охраны, системами видеонаблюдения. В течение всего учебного дня осуществляется контроль входных зон и территории гимназии. Видеонаблюдение в коридорах и других помещениях, а также территории осуществляется круглосуточно. Оборудование серверных предусмотрено для систем видеонаблюдения и оповещения, противопожарных и антитеррористических систем.
Доступ к информационным системам
и информационно-коммуникационным сетям
Все компьютеры МАОУ гимназия №40 им. Ю.А. Гагарина, включая рабочие места учителей и компьютеры в учебных классах, объединены в сеть и имеют доступ в сеть Интернет. Провайдер, предоставляющий услуги доступа к информационным системам информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе к сети Интернет - ОАО "РОСТЕЛЕКОМ". Скорость подключения к Интернету - не менее 100 мбит/с.
Гимназия подключена к Единой сети передачи данных (ЕСПД) в рамках исполнения государственных контрактов № 0410/151 от 30.12.2021г., № 071/23/89 от 31.08.2023, заключенных Между Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и ПАО «Ростелеком». В состав услуг, предоставляемых в рамках ЕСПД, включены в том числе услуги по защите данных, обрабатываемых и передаваемых при осуществлении доступа к государственным, муниципальным, иным информационным системам и к сети «Интернет»; услуги по обеспечению ограничения доступа к информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, и к информации, наносящей вред здоровью и развитию детей, содержащейся в сети «Интернет»; услуги по мониторингу и обеспечению безопасности связи при подключении и предоставлении доступа к государственным, муниципальным, иным информационным системам и к сети «Интернет» для образовательных организаций.
Наименование информационной системы (ИС) |
Уровень доступа обучающихся |
Порядок предоставления доступа |
Назначение ИС (в т.ч. использование в образовательном процессе) |
Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
Электронный журнал «ЭлЖур» |
Предоставляется доступ в личный кабинет для просмотра успеваемости, расписания, обмена сообщениями с участниками образовательного процесса. |
Доступ обучающемуся предоставляется после его зачисления гимназию. Учетные данные для входа выдаются администратором Электронного журнала. |
Для автоматизации: Для предоставления каждому обучающемуся доступа к результатам промежуточной аттестации и результатам освоения образовательных программ. |
Использование лицами с нарушением зрения возможно с помощью стандартных средств "Центра специальных возможностей" операционной системы Windows. |
Гимназия обеспечивает информационную открытость через работу официального сайта и официальной страницы Вконтакте.